Роль дождевой канализации в промышленном строительстве
От надежной работы ливневой канализации напрямую зависит комфорт проживания в любом населенном пункте, от небольшого поселка до крупного города. Ливневая канализация предназначена для сбора воды, образующейся при выпадении атмосферных осадков на покрытой асфальтом и бетоном поверхности улиц. Впитывание воды почвой в таком случае минимально, поэтому для стока необходима специальная инженерная система из лотков, труб и коллекторов.
Вода из такой системы поступает в специальные места сброса и очистки. Только в исключительных случаях стоки направляются в природные водоемы. Как правило, в дождевой воде из городской зоны растворено много вредных примесей, которые смываются с поверхности, например, антигололедные реагенты. Без дополнительной очистки такие воды опасны для окружающей среды.
Типы дождевой канализации
В городской инфраструктуре используется несколько типов дождевой канализации:
- подземная;
- внутренняя;
- поверхностная.
Поверхностная ливневая канализация состоит из точечных и линейных контуров. Точечные устанавливаются на небольших площадях и состоят из локальных водоприемников и перепускных труб, соединенных с линейной системой. Устанавливаются такие сети в скверах, парках, внутренних дворах и других объектах. Линейная система водоотвода монтируется для сбора воды с больших площадей — это мосты, дороги, парковки, аэродромы…
Ливневые канализации проектируются в открытом, закрытом и смешанном видах. Это обязательные разделы проекта любого промышленного объекта.
Проектирование ливневых канализаций в дорожном строительстве
Постоянное развитие дорожной инфраструктуры вызвано стремительным ростом количества личных и коммерческих автомобилей на дорогах, увеличением скоростей передвижения машин и нагрузкой на магистрали. Если не уделять внимания строительству систем водоотвода, то появляются неприятные последствия для всего дорожного хозяйства:
- сокращается срок эксплуатации дорогого дорожного покрытия;
- повышается опасность движения по необорудованным трассам;
- возникает потребность в более частом текущем и капитальном ремонте дорог.
К таким же последствиям приводит несвоевременное обслуживание существующей ливневой инфраструктуры. Если водостоки не справляются с задачами отвода дождевой и талой воды, то она выливается на дорожное покрытие, что приводит к его порче и вызывает прямую опасность для движения автомобилей и экологического состояния окружающих участков.
Обустройство и своевременное обслуживание ливневых систем необходимо как при строительстве новых, так и при эксплуатации существующих дорог. Ливневые системы автодорог имеют свои особенности. В частности, если есть развязки и разделительные полосы, то они должны обеспечиваться дополнительными линиями стоков. Грунт, которым заполняется разделительный участок, переувлажняется и оказывает давление на окружающие участки дороги. Чтобы уменьшить и исключить нагрузки такого рода, с участка разделительной полосы необходимо отвести избыток влаги.
Ливнеотвод с поверхности дороги обеспечивается обустройством уклонов в сторону от оси покрытия к проложенным вдоль дороги лоткам водоприемных линий, закрытых решетками. Если развязки и съезды устроены в низинных местах, то необходим монтаж перепускных труб для отвода дождевых осадков.
Если дороги проходят вблизи жилых зданий и других сооружений, то ливнеотводы строятся в закрытом исполнении. Она соединяется с существующими ливневыми канализационными участками городской системы с учетом водопропускных характеристик. Чтобы не допустить перегрузки существующей сети, при проектировании производятся гидравлические расчеты, при которых учитываются:
- климат региона;
- тип дорожного покрытия;
- величина уклона;
- количество стоков от жилого массива;
- возможность регулирования стоков.
При проектировании и строительстве автомобильных дорог необходимо учитывать, что ливневая система принимает на себя те же механические нагрузки, что и покрытие. Поэтому обустройство водостоков должно производиться с применением специально созданных для этого комплектующих.
Это — водоприемные лотки и обоймы, установленные вблизи проезжей части и частично разгружающей ее. Заданный профиль деталей ливневой системы определяет высокую стойкость к вибрациям, динамическим и статическим нагрузкам, а специальные марки бетона и полимербетона не подвержены воздействию воды, химических реагентов и перепадов температуры. Если ливневая канализация строится на дорогах с малой интенсивностью движения, то лотки устанавливаются без обойм. Их конструкция достаточно прочная, чтобы выдержать нагрузки. Путепроводы, мосты и другие надземные участки дорожной структуры лотками не оборудуются — здесь предусмотрены специальные уклоны в сторону узлов водосбора.
Дождевая канализация придорожных участков состоит из таких деталей:
Проектирование ливневой канализации по ТУ
Малиновский комбинат ЖБИ предлагает бесплатную разработку проектов поверхностных и внутренних водоотводов на объектах гражданского, промышленного и военного строительства. Все необходимые комплектующие для монтажа ливневых и канализационных систем вы найдете на сайте предприятия.
ЖБИ из специальных марок бетона идеально подходят для монтажа ливневой канализации по проектам с любым бюджетом и объемом работ. Железобетонные изделия комбината превосходят аналогичные по назначению полимерные по:
- долговечности;
- прочности;
- морозостойкости;
- водонепроницаемости;
- химической стойкости.
Также продукция комбината из вибробетона намного превосходит изделия из вибролитого бетона и полимербетона.
Для строительства систем ливневой канализации, комбинат производит следующие серии изделий:
- ЛВК ВМ LIGHT — для использования в городской инфраструктуре, подземных гаражах, парковках. Выдерживает давление от колес грузового автомобиля в движении.
- ЛВК М STEP — универсальные, для тротуаров, велосипедных дорожек, небольших площадок. Устанавливается без обоймы.
- ЛВК ВМ PLUS — серия изделий без креплений для защитной чугунной решетки. Предназначена для установки в местах, где нет движения транспорта. Может использоваться с крышками и решетками из бетона.
- ЛВМ Bridge и трапы — изделия для монтажа на мостовых сооружениях.
Вся продукция производится комбинатом в типоразмерах, соответствующих СТО 57388863-001-2008.