Заказать звонок
Войти
звонок бесплатный для всех регионов РФ
с 08:00 до 17:00 режим работы

Стаья из журнала «Airports International», выпуск №5-2012

Марина Ткачева, журнал «Airports International», выпуск №5-2012

18-20 апреля 2012 года в г. Сочи состоялась IV Международная конференция «Россия — Евросоюз, Материалы и инженерные системы аэродромов, автодорог и мостовых сооружений - современный взгляд».

В конференции приняли участие представители отраслевых ведомств, органов местного самоуправления, ведущих проектных институтов, строительных холдингов, инженерно-консалтинговых предприятий, поставщиков и производителей материалов и конструкций, ряда крупнейших аэропортов России и Евросоюза.

Организатором мероприятия традиционно выступил Малиновский комбинат ЖБИ при поддержке Министерства транспорта Российской Федерации, Федерального агентства воздушного транспорта (РосАвиация) и Федерального дорожного агентства.

Предлагаем обзор наиболее интересных докладов.

Первую сессию пленарного заседании конференции открыла Марина Валерьевна Звягинцева, заместитель директора департамента строительства администрации города Сочи. Она подчеркнула важность этого ежегодного мероприятия, которое проводится вот уже четвертый раз (три раза из них в Туле - на "родине" Малиновского комбината ЖБИ), для специалистов-аэродромщиков и дорожников, и отметила, что очень приятно, что в этот раз местом проведения был выбран город Сочи, активно готовящийся к проведению Олимпийских и Паралимпийских игр 2014 г. В Сочи строятся 46 объектов транспортной инфраструктуры. На ряде из них были применены материалы и технологии, которые в Российской Федерации еще нигде не использовались.

С докладом "Развитие аэродромов гражданской авиации" выступил главный инженер ФГУП "Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)" Андрей Николаевич Земляков.

В докладе, в частности, было отмечено, что обьем бюджетного финансирования в аэродромную сеть Российской Федерации за последние годы существенно возрос. Для сравнения: в 2002 году это был 1 млрд руб., а в 2011 году - 34,2 млрд руб.

Говоря об итогах 2011 г., Земляков отметил, что работа велась по 4 федеральным целевым программам, при этом предприятие работало по 39 объектам. Проведено 32 рабочих комиссии по подготовке к вводу объектов в эксплуатацию, получено 23 заключения о соответствии. Вместе с государственным заказчиком (Росавиация) проведены 24 приемочные комиссии, получены 22 разрешения на ввод реконструированных объектов.

Большая часть планов, о которых говорилось на прошлой конференции, реализована. Силами предприятия с помощью основных проектных институтов формируется база по аэродромам Российской Федерации. ФГУП "Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)" приступило к системному мониторингу технического состояния элементов аэродромной инфраструктуры. Кроме того, в этом году при проведении конкурсов предприятию удалось достичь достаточно серьезного увеличения срока проектно-изыскательских работ.

В 2011 г. проведена реконструкция почти 2.8 млн м2 аэродромных покрытий, выполнено устройство 66 км водосточно-дренажных систем, 20 км патрульных дорог и ограждений, установлено 12 систем CCO, по ряду объектов выполнено устройство комплекса очистных сооружений.

Что касается разработки нормативных документов, то в 2011 г, был выпущен сборник "Отраслевые укрупненные сметные нормативы. Норматив цены строительства (объекты аэродромной инфраструктуры)". Постановлением Правительства Российской Федерации утверждены ставки по аренде на земельные участки; что позволило снизить аэропортовые сборы, взимаемые ранее с авиапассажиров по ряду направлений.

Андрей Земляков отметил, что итогидеятельности по реконструкции аэродромов прямо пропорционально отражаются на динамике производственных показателей гражданской авиации. Как отмечено в докладе руководителя Росаеиации Александра Нерадько на Коллегии в марте в 2012 г., объемы авиаперевозок в Российской Федерации в 2011 г. по сравнению с 2010 г. увеличились на 12,6% и превысили показатели 1992 г. Пассажирооборот достиг значения 166,7 млрд пассажирокилометров, превысив показатель, достигнутый СССР в 1990 г. До объемов пассажирооборота времен СССР еще далеко, и, тем не менее, это позитивная тенденция, возникшая в ходе реализации федеральных целевых программ развития гражданской авиации.

Говоря о планах на 2012 год, являющийся для ФГУП "Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)" юбилейным - ему исполняется 10 лет, Земляков отметил, что предприятием:

  • запланировано 7 новых проектов (Волгоград, Минеральные Воды, Нижний Новгород, Хабаровск, Саранск, Архангельск И Горячинск);
  • начаты работы по строительству и реконструкции на 5 объектах (Абакан. Екатеринбург, Краснодар, Москва (Шереметьево), Петропавловск-Камчатский);
  • на 28 объектах будут продолжены и завершены работы по строительству и реконструкции.

Говоря о проблемах, докладчик, в частности, отметил следующее:

  • федеральная целевая программа «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)» сформирована достаточно давно, и при проектировании и строительстве объектов аэродромной инфраструктуры иногда возникают сложности финансового характера;
  • степень износа основных фондов аэродромной инфраструктуры высока;
  • отсутствие норм и нормативов капитального ремонта;
  • отсутствие закона об аэродромах, аэропортах и аэропортовой деятельности;
  • проблемы нормативной базы: устаревшие СНИПы и ГОСТЫ, не учитывающие реалии сегодняшнего дня и ограничивающие использование новых технологий и материалов. Кроме того, существенно важно разработать ФАП по технологическому проектированию аэродромов.

В заключение Андрей Земляков отметил, что предприятием накоплен серьезный опыт по проектированию, строительству и реконструкции объектов, сложилась команда высококлассных специалистов, что позволяет смело смотреть в будущее.

Интерес участников вызвал доклад Марселя Яновича Бикбау, генерального директора ОАО "Московский ИМЭТ", академика РАЕН. Нью-Йоркской академии и др., д.х.н., на тему "Новые бетоны, конструкции и технологии для строительства аэродромных покрытий, дорог и инженерных сооружений". Доклад именитого академика был представлен Андреем Геннадьевичем Михайловым, генеральным директором ООО "Вебер Бауэр". Речь в докладе шла о получении бетонов с высокими строительно-техническими свойствами на основе наноцементов. Были приведены данные испытаний бетонов, показавшие практическую возможность снижения расхода цемента до 150 кг на м3 с получением бетонов марки В45-В50, водонепроницаемостью W20 и морозостойкостью более 300 циклов. Полученные результаты были объяснены на атомарном и молекулярном уровне. Докладчик рассказал о возможностях получения высококачественных бетонов на наноцементах на примерах некондиционного нерудного сырья регионов Краснодарского края. Северной Осетии, Хабаровского Края и Подмосковья. Наноцементы позволят радикально уменьшить объемы транспортных перевозок нерудных материалов, значительно снизить стоимость бетонов. Бетоны на основе наноцементов могут значительно повысить эффективность строительства монолитных и сборных аэродромных покрытий, автомобильных дорог и площадок.

В докладе были приведены данные по инновационной, осуществленной впервые в мире разработке уникальных дренирующих бетонов для оснований аэродромных и дорожных покрытий, получаемых по технологии капсуляции зерен крупных заполнителей цементным раствором. Также была представлена технология укладки с омоноличиванием крупных заполнителей на грунт и технология постнапряжения (post-tension) железобетонных конструкций стягиванием и напряжением стальных канатов и их пучков для круглогодичного сборного строительства аэродромных и дорожных покрытий, инженерных сооружений в виде эстакад и мостов, большепролетных ангаров, вышек, зданий и сооружений любого назначения со значительной экономией затрат и времени строительства.

Менеджер по развитию бизнеса в России Idman LLC Александр Сергеевич Скрипкин выступил с докладом "Пути и методы повышения эффективности работы аэропортов". Idman LLC входит в группу компаний Safegate, которая предлагает аэропортам высокотехнологичные и эффективные решения для управления и контроля за воздушным и наземным движением воздушных судов и движением наземного транспорта.

Докладчик представил технологии, позволяющие увеличить пропускную способность авиаузла, в частности систему маршрутизации и управления SafeControl, дающую преимущества интеграции всех важных систем на базе одной технической платформы.

Система предоставляет диспетчеру наиболее полную информацию о состоянии движения с комбинацией вербальной коммуникации с автоматизированной маршрутизацией для пилотов и водителей аэродромной техники в режиме реального времени. Она снижает операционную нагрузку на диспетчера и минимизирует возможность неправильного толкования пилотами и водителями команд диспетчера.

Используя SafeControl-Routing and Guidance, можно увеличить количество взлетно-посадочных операций на 15%.

Преимуществами системы SafeControl -Routing and Guidance являются предоставление информации о наиболее быстром маршруте от зоны приземления к месту стоянки с учетом текущей ситуации с трафиком в аэропорту, полный контроль ВС и наземного транспорта на поле, увеличенная емкость ВПП и РД в любых условиях видимости.

Докладчик также рассказал и о других разработках компании, в частности последнем поколении LED огней приближения, ВПП и РД (от CAT 1 до CAT III-B), уникальной технологии SafeledlQ - интеллектуальные огни, адресных системах (ASP система управления маршрутами движения ВС, поламповый контроль), современных системах управления ССО (AFLCMS Airfield Lighting Control & Monitoring System).

Тамара Вюртц, представитель фирмы ESCO-ZodiacAerospace, известной благодаря своей технологии тормозных площадок EMASMAX, о которых мы писали в апрельском номере журнала Airports International за 2011 г. (статья "Тормозная площадка EMAS спасает жизни"), рассказала об аэродромных системах торможения для коммерческих и грузовых ВС. В докладе было, в частности, отмечено, что в настоящее время установлено 68 тормозных площадок EMAS в 45 аэропортах мира, из них 63 - в 42 аэропортах США. по одной в Испании, Китае и на Тайване. 11 площадок из 63 американских расположены в аэропортах авиации общего назначения. В настоящее время ведется работа над проектом устройства EMAS в 6 международных аэропортах - 2 в Кристиансанне, Норвегия, и 4 в Торонто, Канада. Две тормозные площадки планирует купить Индия, соответствующий протокол о намерениях уже подписан.

Валерий Юрьевич Нестеров, генеральный директор ООО "ДЕРКЕН", выступил с докладом на тему "Дренажные и защитные мембраны DELTA в гражданском строительстве". В его выступлении было отмечено, что применение дренажных и защитных мембран DELTA обеспечивает надежную и долгосрочную работу системы гидроизоляции подземных и заглубленных сооружений. При использовании мембран DELTA-MS/DELTA-NB вместо бетонной подготовки значительно снижаются затраты на выемку и вывоз грунта, ускоряется изготовление фундамента благодаря тому, что не тратится время на твердение тощего бетона. Мембрана при условии проклейки нахлестав обеспечивает дополнительную защиту фундаментной плиты от подьема грунтовой влаги, а также эффективно предотвращает потерю цементного молочка в момент ее заливки. По словам докладчика, минимальная экономия от использования такой технологии составляет 400 руб./м.

С докладом на тему "Современные геофизические методы обследования элементов инфраструктуры аэропортов/аэродромов" выступил заместитель генерального директора "ГЕОТЕХ" Дмитрий Александрович Захаров. В докладе были приведены данные обследований ряда аэродромов. Так, целью георадиолокационного обследования искусственных покрытий ВПП аэродрома Владикавказ было определение толщин конструктивных слоев и выявление аномальных зон в теле конструкции и подстилающих грунтах. Результатом георадиолокационных работ являются радарограммы. На которых обозначены границы слоев конструкции ВПП, аномальные зоны в строении искусственного покрытия и искусственного основания, связанные с возможными нарушениями в теле конструкции. Глубина исследования составила порядка 2.5 м.

В конструктивных слоях ИВПП и в грунтовом основании не было выявлено просадок, участков разуплотнения пород или участков обводненного грунта.

Цель обследования в аэропорту Богашево, г. Томск, состояла в уточнении толщин конструктивных слоев искусственного покрытия ИВПП, МРД, РД и выявлении аномальных зон в теле конструкции. Был произведен следующий объем работ:

  • 3 продольных георадиолокационных профиля, расположенных в зоне прохода основных опор ВС. По оси ИВПП и на расстоянии 9 м слева и справа от оси ИВПП, протяженностью 2550 м каждый;
  • 6 поперечных профилей, проложенных на всю ширину ВПП в местах расположения проектируемых скважин;
  • георадиолокационный профиль, проложенный по оси МРД 1950 м;
  • серия профилей по осям соединительных РД, средней протяженностью 200 м;
  • серия поперечных к ИВПП профилей протяженностью порядка 100 м каждый с выходом на грунтовое поле с целью определения планового и глубинного положения обьектов ВДС.

На асфальтобетонном покрытии имеются многочисленные поперечные и продольные трещины, сетки трещин и очаговые места шелушения. По результатам проведенных исследований были определены зоны распространения трещин в теле конструкции, зоны ослабленного и увлажненного бетона, уточнено положение ВДС, выявлены особенности армирования.

Генеральный директор Малиновского комбината ЖБИ Сергей Николаевич Столяров рассказал о применении продукции Малиновского комбината ЖБИ в транспортной сфере.

С 2007 г. ООО "Малиновский комбинат ЖБИ" производит и поставляет бетонные водоотводные лотки и лотки инженерных коммуникаций, изготавливаемых методом вибропрессования. В 2011 г. завод наладил выпуск водоотводных изделий из металла, которые широко применяются на пищевых производствах.

Подход к производству и выполнение всех работ по лицензионному соглашению позволили за три года совместной работы с компанией BIRCO Baustoffwerk GmbH полностью освоить производство водоотводных лотков BIRCO в России.

На сегодняшний день в номенклатуру производимых линеек изделий входят:

  • линейный водоотвод
  • точечный водоотвод
  • лотки инженерных коммуникаций
  • лотки из металла
  • водоотводы для мостовых сооружений (новинка нашего производства)

Наличие различных типов размеров (сечение от 100 до 500 мм) и возможность выдерживать нагрузки от А 15 до F 900 позволяют применять продукцию комбината как в гражданском, так и в промышленном строительстве, при реконструкции дорог и аэропортов.

Выпуск изделий осуществляется по стандартам организации СТО 57388863-001-2008. СТО 57388863-002-200, разработанным ООО "МК ЖБИ" на основе европейских стандартов DIN, EN 1433, 124 и утвержденным в установленном порядке в ФГУ "Тульский центр стандартизации, метрологии и сертификации".

Требуемые показатели качества продукции подтверждены полным комплектом сертификатов головных отраслевых институтов по РОСАВИАЦИИ ИЦ "Опытное" 26 ЦНИИ МО РФ и ИЦ ФГУП "НИЦ "Строительство" (филиал ЦНИИСК им. В.А. Кучеренко), который в 2010 г. выдал ООО "МК ЖБИ" сертификат соответствия менеджмента качества ISO 9001-2008, Сертификаты данных сертификационных органов принимаются во всех предприятиях дорожной и аэродромной отрасли.

Стандартные показатели на выпускаемую продукцию:

  • класс бетона по прочности на сжатие - не менее В 40,0;
  • класс бетона по прочности на растяжение при изгибе - не менее Btb 4,4;
  • морозостойкость (в солях) - не менее 300 циклов;
  • водопоглощение по массе - не более 1.6 %;
  • средняя плотность бетона - не менее 2320 кг/м3

Высокое качество изготавливаемых систем и достигнутые доступные цены послужили хорошей основой для применения продукции на таких важных объектах, как строительство дорог и транспортных развязок в Краснодарском крае. Тверской области, г. Санкт-Петербурге, г. Туле, г. Владимире. В 2011 г. изделия комбината активно использовали при реконструкции улиц городов Ростова-на-Дону, Владивостока, Сочи. В 2010-2011 гг. продукция применена на таких знаковых объектах, как Большой театр, Мариинский театр, морской порт и аэропорт в г. Сочи, аэропорты Пулково, Внуково, Шереметьево, Адлерское кольцо и т.д.

Докладчик отметил, что ведется сопровождение продукции на любой стадии строительства. Отдел проектного сопровождения Малиновского комбината ЖБИ оказывает безвозмездные услуги по выполнению и согласованию проектов с использованием нашей продукции. Сотрудники также оказывают консультационные услуги по изделиям, их монтажу, эксплуатации, осуществляют выезды на объекты. Комбинат обладает широкими производственными возможностями и поэтому всегда старается идти навстречу пожеланиям заказчика: изменить размер, разработать новое крепление, новый вид или рисунок решетки и др. Применение водоотводных систем производства ООО "МК ЖБИ" приводит к снижению стоимости строительно-монтажных работ и повышению качества выполняемых водоотводных систем.

Особое внимание в своей презентации Сергей Николаевич уделил применению продукции на дорожных развязках и предложил новое проектное решение на примере конкретной развязки на трассе М4 в районе Ростова, которое обеспечивает значительную экономию средств на строительство и эксплуатацию системы поверхностного водоотвода на мостовых сооружениях.

Среди других интересных выступлений можно отметить доклады начальника аэродромного отдела ООО "Сибаэропроект" Любови Дмитриевны Шемелевой, заместителя генерального директора по науке ООО "Уником" к.т.н., члена Международного общества механики грунтов и геотехнического строительства, почетного дорожника России Сергея Ивановича Дубины на тему "Новые битумные композиции и модификаторы для устройства асфальтобетонных покрытий автомобильных дорог (аэродромов) и поверхностных обработок на них", совместный доклад директора филиала г. Санкт-Петербурге Группы Компаний "ЭКОС" Олега Валерьевича Трескунова и заместителя директора филиала Игоря Владимировича Алтабаева на тему "Станции глубокой очистки поверхностных сточных вод аэропортов", директора Российского представительства Группы компаний AWAS Петрука Романа Владимировича на .тему "Инновационные технологии очистки ливневых и талых вод аэропортов".

По завершении работы конференции участники совершили ознакомительную поездку по ряду объектов транспортной инфраструктуры, строящихся в рамках подготовки к Олимпийским и Паралимпийским играм 2014 г., и выезд в аэропорт г. Сочи для осмотра аэродромных объектов.

Уже ставшая традиционной конференция, как обычно, прошла в теплой, дружеской атмосфере на высоком организационном и профессиональном уровне. Успеху способствовало все: атмосфера южного курорта, комфорт "Гранд-Отеля" в Красной Поляне, солнечная погода и, конечно, состав делегатов. Желаем организаторам новых успехов!


Остались вопросы?

Нажимая “Отправить” я соглашаюсь с правилами обработки персональных данных, установленными в политике конфиденциальности